Каталог ресурсов Сибири
Метро для Барнаула
"В Барнауле будут строить метро!". Кто из нас не разыгрывал друзей, или сам не становился жертвой такого розыгрыша на первое апреля. А ведь как классно было бы - прокопать туннели и построить станции в районе Солнечной Поляны, Докучаево, Малаховского Кольца, площади Победы, площади Советов, старого рынка… Смотришь - и половина транспортных проблем барнаульцев решена. А если ещё добавить Власихихинскую линию, соединяющую посёлок Силикатный, Урожайный, железнодорожный вокзал, Октябрьскую площадь и через метромост - заобскую пойму? Но о каком метрополитене может идти речь, когда за пятнадцать лет т.н. реформ городские власти ни одного троллейбуса не приобрели?
Между тем, в советское время проект строительства метрополитена в столице Алтая рассматривался на самом высоком уровне. Товарищ Косыгин (советский премьер эпохи "застоя") видел в Барнауле перспективный промышленный, научный и культурный центр, потому здесь дюжинами строились новые заводы, университеты, театры. Понятно, что метрополитен органично вписывался в планы развития ТАКОГО Барнаула.
Затем к власти пришли мародёры - пардон, либералы, которые принялись приватизировать и реструктуризировать ставшую вдруг "нерентабельной" промышленность, в итоге чего Барнаул из крупного индустриального центра превратился в огромную оптовую базу по торговле импортным шмутьём. А как же Наука? Заканчивай политех и становись за прилавок! Культура? Да вот она, культура - блатняк и попсня в магнитолах подержанных иномарок новых "хозяев жизни".
Но ситуация может измениться - в том числе, благодаря вам, читатели. Произойдёт, например, Революция, в результате которой страна перейдёт на рельсы послеиндустриального развития. Барнаул вновь станет важным научно-культурным и промышленным центром (а может - чем судьба не шутит - Революционное правительство решит перенести сюда столицу из поражённой чиновничьей опухолью Москвы). Вот тогда вопрос о метрополитене в нашем городе встанет ребром!
Но метрополитен, как мы знаем - это средства, и средства немалые. Средства, которые будут нужны Революции для создания новых, революционных, так называемых "закрывающих" отраслей экономики - т.е. тех, которые самим фактом своего существования делают бессмысленным сегодняшнее индустриальное производство, экологически грязное, энерго- и материалоёмкое. Таких, например, как термоядерная энергетика, управление климатом, нанотехнологии. Полёты в космос, в конце концов! Так что же, ждать, пока революционная экономика начнёт приносить дивиденды, или…
Струнный транспорт ЮницкогоИли! Покопавшись в Интернете (http://www.unitran.ru/indexr.htm) я наткнулся на информацию как раз об одной из таких "закрывающих" технологий - о новой, нигде пока широко не опробованной транспортной системе, названной в честь её автора струнным транспортом Юницкого. Суть её прекрасно описал известный футуролог Максим Калашников в книге "Оседлай молнию!":
Представьте себе картину высоких анкерных опор наподобие мачт линий электропередачи. Но на них натянуты не провода, а струны, состоящие из нескольких многожильных тросов. Натянуты они с усилием в сотни тонн, как и те тросы, которые удерживают изнутри Останкинскую телебашню. А по этим струнам несутся странные машины обтекаемых форм, похожие на самолеты без крыльев. Их скорости колеблются от ста до четырехсот километров в час. Это - автолеты с самыми разными двигателями, от дизелей до газовых турбин. Со скоростями гражданской авиации середины XX века они перебрасывают и пассажиров, и грузы.
Аналогов в мире этой системе нет. Она вчетверо дешевле железной дороги, потому что не требует строительства дорогих насыпей под путями и при этом доставляет грузы в несколько раз быстрее. Она идеальна для полярных районов России, потому что на вечной мерзлоте строить железные дороги неимоверно дорого и трудно: насыпи "плывут". Шоссейные пути тут вообще становятся "золотыми": их можно строить только из бетонных плит, как взлетные полосы аэродромов. Но зато мы давно умеем ставить в этих районах мачты ЛЭП. Значит, здесь станут и анкерные опоры струнного транспорта.

При этом себестоимость перевозок струнным транспортом - такая же низкая, как и у морского. Но струнный транспорт имеет огромное преимущество перед морским. Море не проведёшь в Якутию или в Алтайские горы, а вот струнный транспорт - пожалуйста, хоть в болото, хоть в пустыню, хоть в тайгу - везде, где есть в нём потребность. Это настоящая находка для нашей страны, занимающей площадь в одну седьмую мировой суши!
Так может выглядеть станция Поток году в 2010А если по этой технологии построить метрополитен? Ведь тогда не надо копать на глубине нескольких сотен метров тоннели, зарывать под землю дворцы, облицованные колыванской яшмой! Достаточно поставить через несколько сотен метров анкерные опоры, натянуть на высоте семь-пятнадцать метров над городом рельсы-струны, да в нужных местах из легко собираемых металлоконструкций поставить надземные станции. Которые одновременно могут служить и пешеходными переходами. Подвижной состав уже сегодня можно построить на оборудовании Иркутского авиастроительного объединения.
Струнный метрополитен, наряду с дешевизной возведения, будет иметь ещё одно огромное преимущество перед привычным подземным. Представьте, что испытывает человек, отстоявший смену у станка и возвращающийся домой в гремящем вагоне метро по тёмным тоннелям? Не очень? А какие чувства будет испытывать человек ближайшего послереволюционного будущего, возвращающийся домой после трудового дня в залитом вечернем свете вагоне, как бы парящим над городом? Как вам пассажиры - не убитые монотонным трудом и жизнью (если это можно так назвать) при капитализме работяги, а счастливые от творческих поисков создатели новых материалов, технологий, авторы новых открытий? Слышите в динамиках названия станций - Поток, Озёрная, Урожайная? А также Новомихайловка, Берёзовка, Павловск, Казачий - то, что сегодня является дальними и ближними пригородами благодаря струнному метро станет составной частью города. Большинство жителей будет жить в пригородах - в двух-трёх этажных индивидуальных домах, построенных возле рощ, по берегам Оби, озёр и прудов... Сам Барнаул - сосредоточение предприятий, работающих на новых "закрывающих" технологиях - настолько изменится, что нам, видевшим сегодняшней позор мародёрского - простите, опять оговорился - либерального режима он будет казаться каким-то Изумрудным городом. А вот нашим детям всё это уже будет вполне привычным!
Для чего я всё это пишу? Да вот говорят ещё некоторые, что если коммунисты и придут к власти, то обязательно отберут квартиры, дачи, машины, а затем пересажают всех в ГУЛАГи. Придут, обязательно придут, уверяю вас! И квартиры отберут, и машины, и дачи - у всех тех, кто сегодня разваливает ЗСВ, КХВ, РТИ, другие алтайские заводы, кто выбрасывает тысячи людей на улицы, у тех, кто голосует за монетизацию льгот и распродажу земли. И в ГУЛАГи пересадят всех этих "деятелей"!
Но будет и другое. Автомобили и комбайны, не нуждающиеся в топливе. Стройные возносящиеся к облакам шпили высотных зданий. Климатические установки, которые навсегда изгонят из Сибири зимние морозы и летние засухи. Струнные трассы и метрополитен, о которых вы уже знаете. Нанотехнологии, позволяющие собирать любые материальные предметы из отдельных атомов и молекул в неограниченном количестве и бесплатно. Экспедиции на Луну, Марс, к звёздам.
Что для этого нужно? Да в принципе не многое - сменить - уж не буду уточнять какими способами - нынешнюю якобы "демократическую" власть, которая ничего подобного уж точно нам предложить не может, на власть подлинно народную, засучить рукава - и за работу!
С. Зверюга.
Самый заметный отклик на статью:
Артём Буслаев:
Не знаю как вы, футурологи, а мы, коммунисты, честно обещаем людям: придем к власти - будет дешевое метро в каждом областном центре. Вот, например, предлагаемый мной проект метро в Кирове: http://mgo-rksmb.narod.ru/Protest/metro.html